Как получить работу при высокой конкуренции за место

Высокая конкуренция бывает в тех сферах, где ищущих работу специалистов гораздо больше, чем спрос на них. Аналитики hh.ru говорят о высокой конкуренции, когда количество активных резюме на сайте более чем в 6–7 раз превышает количество вакансий. Кроме того, независимо от профобласти, бывает высокая конкуренция за отдельные позиции. Во всех этих ситуациях гораздо труднее привлечь внимание работодателя к своей кандидатуре и оказаться тем, в чью пользу делают выбор.

Как узнать уровень конкуренции в профобласти

Чтобы узнать уровень конкуренции за вакансии в своей сфере, достаточно посмотреть актуальный hh.индекс в профессиональных областях — этот показатель как раз демонстрирует соотношение активных резюме и вакансий в профобласти. Здесь можно смотреть данные как по России в целом, так и конкретно по своему региону (для этого кликните на карте свой регион или выберите его название в списке). Дело в том, что в пределах разных регионов конкуренция может отличаться: где-то специалистов вашей профобласти в избытке, а где-то дефицит.

Например, в профобласти «Наука, образование» в августе по России в целом был нормальный уровень конкуренции (активных резюме в 7 раз больше, чем вакансий), но в то же время в Москве в этой профобласти активных резюме было в 12 раз больше, чем вакансий, а в Санкт-Петербурге — в 9 раз больше. А, к примеру, в Сибирском федеральном округе активных резюме было всего в 4,5 раза больше, чем вакансий, — в такой ситуации можно говорить даже о нехватке специалистов. Какой практический вывод можно сделать из этих данных? Если вам нужна работа в сфере образования и науки (вы преподаватель), то найти ее в Сибири будет проще, чем в Москве.

Традиционно высокая конкуренция складывается в профобластях:

  • Высший менеджмент (на самом деле это касается любых руководительских позиций, не только топ-уровня);
  • Начало карьеры, студенты;
  • Искусство, развлечения, массмедиа;
  • Административный персонал (секретари, администраторы);
  • Юристы.

Когда бывает высокая конкуренция за конкретную вакансию

Бывают объявления о работе, которые привлекают по несколько сотен, а в исключительных случаях и по несколько тысяч откликов, хотя они не обязательно из профобласти с высокой конкуренцией. Чаще всего так случается с вакансиями:

  • Очень популярных компаний (работодателей мечты). Например, в 2019 году на вакансию помощника руководителя в одной из крупнейших госкорпораций за месяц откликнулось 11 тысяч человек, хотя там даже не был указан размер зарплаты;
  • С хорошими условиями и очень простым набором требований к кандидатам (когда не нужны узкопрофессиональные знания и уникальные навыки). Например, на вакансию администратора в московском корпоративном кафе премиум-класса тоже поступило 11 тысяч откликов за месяц. Работодатель обещал оклад 80 000 рублей и премии, при этом специальный опыт не требовался, кандидатам достаточно было иметь высшее образование (либо учиться на заочной или вечерней форме обучения), обладать коммуникабельностью, грамотной речью и знать этикет;
  • С зарплатой выше рыночного уровня. Пример: в 2019 году на вакансию персонального водителя с зарплатой от 100 000 рублей поступило 9 тысяч откликов;
  • Если работа предполагает несложные задачи, частичную занятость на удалёнке и гибкий график. Такие предложения — удобный вариант для подработки, а в силу удаленного формата на них обычно откликаются кандидаты сразу из нескольких регионов. Вот пример: компания разместила вакансию бухгалтера с частичной удаленной занятостью. Функционал самый простой: работа с первичной документацией в программе 1С. Хотя зарплата предлагалась небольшая — от 20 000 до 25 000 рублей на руки, на вакансию откликнулось 9 тысяч человек. Скорее всего, она привлекла и молодых мам в декрете, и бухгалтеров на пенсии, и фрилансеров, которые берутся сразу за несколько проектов;
  • Когда и условия работы отличные, и рабочие задачи очень интересные.

Словом, общее правило простое: чем привлекательнее условия работы и чем известнее бренд работодателя, тем больше людей заинтересуется объявлением. Тысячи откликов это, конечно, редчайший случай, но, откликаясь на подобные вакансии, учитывайте, что, скорее всего, кроме вас, там будет как минимум несколько сотен других желающих.

В чем особенности поиска работы в таких условиях

Главная особенность описанных выше ситуаций очевидна: у вас много конкурентов за эту должность. А значит, придется постараться, чтобы ваша кандидатура привлекла внимание среди множества других и чтобы финальный выбор оказался в вашу пользу. Вот какие практические выводы из этого следуют:

1. Работодателю не надо прикладывать усилий, чтобы найти подходящего специалиста: достаточно разместить вакансию — и желающих откликнется в избытке.

Что из этого следует для соискателей: работу нужно искать очень активно. Если вы просто разместите свое резюме на hh.ru и будете ждать предложений, то ничего не произойдет. Такой вариант могут себе позволить только представители специальностей, которые на рынке в дефиците: в таком случае работодатели сами ищут подходящих кандидатов в базе резюме и пытаются заинтересовать своим предложением.

Регулярно смотрите подходящие вакансии и откликайтесь на них. При высокой конкуренции действует правило: чтобы получить одно приглашение на собеседование, нужно откликнуться минимум на 10 вакансий.

2. Получив очень большое количество откликов на вакансию, рекрутеры не будут тратить время на подробный просмотр каждого из них.

Скорее всего, они сразу отфильтруют поступившие отклики так, чтобы посмотреть только наиболее подходящие. А для приглашения на собеседование выберут лишь тех, кто максимально подходит под условия вакансии.

Что из этого следует для соискателей: нужно постараться сделать так, чтобы ваш отклик захотели просмотреть. Вот несколько советов, как привлечь внимание:

  • Если видите подходящую вакансию с пометкой «Будьте первыми» — не тяните время, откликайтесь! Это значит, что вакансия появилась совсем недавно и на нее пока никто не откликнулся. Если окажетесь в числе первых — больше шансов, что ваш отклик откроют и прочитают.
  • Перед тем как откликнуться, адаптируйте свое резюме под конкретную вакансию. Внимательно прочитайте ее и постарайтесь описать свой опыт в резюме похожими словами, оставьте из своего опыта только то, что имеет отношение к требованиям этой вакансии, а лишнее уберите. Сделайте у резюме такое же название должности, как у вакансии. Здесь вы найдете более подробные подсказки.
  • Напишите сопроводительное письмо. Не просто «Прошу рассмотреть мою кандидатуру», а объясните, чем вас привлекло конкретно это объявление и почему вы считаете, что ваш опыт отлично подойдет для этой работы. Кандидаты, которые присылают сопроводительные письма, кажутся более заинтересованными в работе, чем те, кто этого не делает.

3. У работодателя широкий выбор кандидатов, поэтому он может позволить себе определенную придирчивость.

Что из этого следует для соискателей: важно быть специалистом хорошего уровня и уметь показать это (презентовать себя с лучшей стороны). В частности:

  • Нужно следить за тем, каких знаний и навыков ждет от специалистов вашего профиля современный рынок, и вовремя «прокачивать» их, если замечаете, что в чем-то отстаете. Например, вы работаете на устаревшей компьютерной программе, а ваш профессиональный мир постепенно переходит на другую — значит, и вам пора ее освоить. Чтобы всегда быть в курсе, какой набор требований работодатели предъявляют к вашей специальности, полезно изучать вакансии. Так что посматривайте их время от времени, даже если в данный момент у вас есть работа и вам не нужна новая.
  • Важно научиться правильно презентовать свой опыт. Это поможет выделиться среди других кандидатов. А если научитесь еще и работать с возражениями, и убеждать в том, что именно ваша кандидатура — лучшая, сильно облегчите себе процесс трудоустройства.

4. К сожалению, при высокой конкуренции за рабочее место всегда найдутся те, кто согласится на низкую зарплату и другие неудобства, лишь бы получить работу.

Что из этого следует для соискателей: приходится соотносить свои ожидания с рыночными условиями и выбирать из тех вариантов работы, которые предлагает рынок. Иначе в ожидании лучшего варианта можно искать работу годами.

Совет: проверьте, соответствует ли уровень желаемой зарплаты, которую вы поставили в своем резюме, тому, который фигурирует в большинстве вакансий по вашему профилю. Если ваши ожидания выше того, что готовы предложить работодатели, то, скорее всего, ваши отклики на вакансию останутся без внимания. Чтобы найти работу, придется снизить планку.

Как ни печально, но в условиях конкуренции соискатели находятся в слабой переговорной позиции по отношению к работодателям. На рынке труда действуют те же правила, что и на экономическом рынке в целом: кто в более слабой позиции, вынужден подстраиваться, «торговаться» в таких условиях трудно. Исключение — поиск работы представителями высшего менеджмента (в этой сфере, несмотря на высокую конкуренцию, действуют свои особые правила).

Типичные ошибки поиска работы:

  • Разместить резюме на hh.ru и ждать предложений, но не откликаться на вакансии (нет, нужен активный поиск!);
  • Откликаться на все вакансии одним универсальным резюме (нет, важно адаптировать резюме под конкретные вакансии!);
  • Думать в ключе «Пусть рекрутер хорошенько покопается в моем резюме и разглядит там опыт, важный для этой должности. Ведь это его задача!» (Нет, задача рекрутера — быстрее закрыть вакансию, а при большом количестве кандидатов ему быстрее и проще выбирать из тех, кто позаботился о том, чтобы правильно себя подать);
  • Не писать сопроводительные письма или ограничиваться фразой «Прошу рассмотреть мою кандидатуру»;
  • Указать в резюме уровень зарплаты выше того, который обычно предлагают работодатели для вашей специальности;
  • Диктовать свои условия, которые не соответствуют нормам рынка. Например — «Я делаю тестовые задания только за плату!» (если в реальности платить за тестовые задания не принято).

Еще несколько советов

  1. Смотрите вакансии, не ограничиваясь своим регионом. Возможно, где-то больше предложений по вашему профилю и у них более интересные условия, чем там, где вы сейчас живете.
  2. Подумайте, в чем ваши сильные стороны по сравнению с другими специалистами вашего профиля. Обязательно напишите о них в резюме, сопроводительных письмах и упоминайте на собеседованиях.
  3. Наблюдайте, каких навыков не хватает большинству ваших коллег, и развивайте их у себя — при поиске работы вы получите преимущество перед другими кандидатами.
  4. Развивайте профессионализм и профессиональный имидж: если станете одним из самых известных специалистов в вашей сфере, то это и облегчит поиск работы, и позволит рассчитывать на совсем иные условия, чем предлагают большинству.
  5. Подумайте, в какие смежные профобласти с меньшим уровнем конкуренции вы могли бы перейти. Возможно, это лучший выход, если конкуренция в вашей сфере уже зашкаливает.

Удачи! Всё получится.

Советы, как улучшить свое резюме

Советы по поиску работы

Советы, как проходить собеседования